Ширина Наталия Сергеевна

Город: г.Саратов Квалификационная категория: соответствие занимаемой должности
Место работы: МОУ "Лицей № 47" Должность: учитель начальных классов Дополнительная нагрузка: классное руководство

Любовь учителя- залог успешности ученика Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным и состоявшимся в будущем. Психологи советуют: «Если вы хотите вырастить успешного человека, вам стоит позаботиться о том, чтобы ребенок получил в детстве много любви для своего гармоничного развития. Недолюбленные дети страдают низкой самооценкой, повышенной тревожностью, различной степени неврозами, что сказывается на их жизни далеко не лучшим образом. Чаще нужно говорить детям, что их любят, чаще обнимать и будь с ними нежными, ласковыми. Не заставляйте «заслуживать» любовь, ребенок должен чувствовать, что он ценен сам по себе, а не только тогда, когда ведет себя хорошо». Я считаю, что и каждый учитель хочет, чтобы его ученики стали успешными после окончания школы, чтобы они нашли свой путь и реализовали себя. И я задаю себе вопрос: должен ли учитель любить своих учеников, если он хочет видеть их успешными? Чтобы разобраться, я сначала попыталась определить – что такое любовь? В словарях ее определяют как «чувство, свойственное человеку, глубокую привязанность и устремленность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии». Это то, что я чувствую к своим ученикам?... Я - многодетная мама, и я безгранично люблю своих детей. А что значит любить ребенка? Исполнять все его желания, потакать его прихотям? Любовь родителей - это только объятья, игры, ласки и подарки? При этом разве родители не ругают, не наказывают, не требуют выполнения тех или иных задач? Родительская любовь - это любовь априори, мы любим своих детей независимо от их успехов, их способностей, неудач. Но любовь родителей – это и стремление видеть своего ребенка успешным и сейчас, и в будущем. Успешными и самодостаточными дети становятся тогда, когда уверены в себе и верят, что у них все получится. И наша задача поддерживать в них это стремление. Родительская любовь - это многоступенчатый сложный процесс, при котором происходит передача знаний ребенку и приобретение им самостоятельности. Ян Амос Коменский еще в XVII веке писал: «Родители недостаточно исполняют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, ибо все это служит только для тела…, разумна душа же обитает внутри, о ней и следует заботиться больше, чем о внешней оболочке». Та же мысль звучит в трудах нашего современника Шалвы Александровича Амонашвили. В своей книге «Искусство семейного воспитания» он писал: «Ребенок не аморфная масса, а существо, таящее в себе силы, равных которым не сыскать на всей нашей планете. Эта затаенная в ребенке сила духа, разума и сердца, если довести ее до совершенства, станет сверхсилой, способной преобразовывать, обогащать, украшать все вокруг и на земле, и в космосе, в нем самом. Но суть в том и заключается, что какие бы силы не таились в ребенке, сам он ничего не сможет в себе развить, не сможет даже встать на ноги, не говоря уже о возвышении до человека. Совершить чудо: сделать, воспитать, создать из него человека - серьезная задача для мудрых, любящих взрослых, в первую очередь для пап и мам». Повторюсь, я считаю, что родительская любовь не должна все прощать, позволять и не требовать отдачи. Я достаточно строгая требовательная мама. Я учу своих детей отличать плохое от хорошего, стараюсь воспитать тот внутренний стержень, который позволит им вырасти разумными, разбирающимися в нашей многогранной сложной «взрослой» жизни, объясняю принципы общения и, конечно, отвечаю на бесчисленные вопросы, в то же время, побуждая их самостоятельно находить ответы и пути решения, поддерживаю уверенность в будущих успехах. А разве не такими хочет видеть своих учеников каждый учитель? Я стараюсь быть достойным примером для своих детей. Разве не таковым пытается быть и каждый учитель? В моей жизни складывалось так, что еще, не будучи в профессии учителя, я всегда была среди детей, передо мной не стояло мучительного выбора - куда пойти учиться. Для меня самой и для большинства моего окружения было очевидным, что мое направление - педагогика. Так сложилось, что в школу работать я пришла не сразу. Настала пора материнства. Но и в это время я была окружена «чужими» детьми: организовывала детские праздники, старалась приобщить их к культурным ценностям, побуждала интерес к исследованиям, находила с детьми новые пути решения различных жизненных задач, старалась привить мысль о значимости образования в нашей жизни. Было ясно, что мой жизненный путь все равно приведет меня в школу. Четыре года назад я пришла на работу в школу. Дойдя со своими учениками до 4 класса, я могу сказать, для меня любовь к детям, к ученикам не только «положительное эмоциональное отношение к ним, специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, развитию его способностей к самоопределению и к самореализации, самостоятельной выработке системы жизненных ценностей и отношений» как написано в педагогическом словаре, но и выработке «внутреннего» стержня, без которого невозможно успешное обучение. Не всякий образованный человек может стать порядочным, умным, сильным духом, «настоящим» человеком. Именно таким мы хотим видеть небезразличного нам, любимого человека. А разве не такими мы хотим воспитать своих учеников? Должность учителя регламентирована обширной нормативно- правовой базой, но в ней ни слова не сказано о любви. Поэтому считается, чтобы работать учителем достаточно необходимых компетенций и профессионализма. Но разве этого достаточно, чтобы стать настоящим старшим другом и наставником для ребенка, для искреннего взаимодействия, для неподдельной заинтересованности в каждом ребенке? Ян Амос Коменский говорил: «Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, обхождением и словами, … словом если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома.» Ко мне приходят совсем маленькие дети, многие из них еще «несмышленыши». Про них часто говорят, что они впитывают все как губка. Они принимают все – и плохое, и хорошее, и доброе, и не очень. В силу своего возраста им сложно определить то самое нужное и полезное. И я как первый учитель, должна помочь им пройти сложный путь выбора с наименьшими потерями. На этом пути, скорее всего, будут и взлеты; тут главное не удовлетвориться этими победами, не остановиться на достигнутом, а идти дальше и ставить новые цели и задачи, и обязательно стремиться их достигать. Будут на этом пути и «падения», ошибки. Тогда моя задача- поддержать, помочь вновь набраться сил, «подняться и взлететь». Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. Эта мысль звучала во все времена, например, немецкий адвокат Пауль Винклер в XVII веке писал: «Кто ничего не делает - не ошибается; а кто не ошибается – не продвинется дальше». Все это невозможно, если ты не заинтересован в своих учениках, не стремишься воспитать их всесторонней личностью, не предусматриваешь в них возможности роста, не видишь их успешного будущего. А это ли не любовь?! Разве мы, любя своих родных детей, не стремимся помочь им стать успешными, самодостаточными, образованными людьми? Разве учитель не хочет видеть таким каждого своего ученика в будущем? Можно ли достигнуть этого без любви?! Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом». Василий Александрович Сухомлинский соглашался с ним: «Любовь к ребенку в нашей специальности - плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир человека. Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета». Люблю ли я своих учеников? Да, безусловно! Должен учитель любить своих учеников? Да, непременно… И я считаю, что моя любовь поможет им стать успешными людьми в будущем.

Рассказать об этой странице друзьям

Постоянная ссылка на эту страницу — https://педагогический-ресурс.рф/id1212523

Контакты


Обратная связь

Используйте форму обратной связи для отправки сообщения владельцу этой страницы. Все поля формы обязательны для заполнения.


EP stat